Главная » Статьи » Статьи связанные с тату |
Japan(японский стиль)
Основными мотивами японских татуировок часто служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи. Согласно одной из теорий, японская татуировка «иридзуми» была заимствована у Китая, где она была известна еще в XI веке до н. э. По другой —татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодаря айнам, жившим по соседству с японцами, в период с 700 по 250 год до н. э. Впрочем, самой привлекательной для самих японцев остается третья версия. Эта легенда гласит о том, что мифический правитель Японии Азимму (660-585 год до н. э.) носил настолько эффективные татуировки, что восхитил царицу Сенойатару, сложившую в их честь поэму. Японская татуировка, как и многие другие, прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а падение — на 1868-й год, после запрета, изданного правителем эпохи Мейдзи — ревностного конфуцианца.Впрочем, между этими периодами лежит целый пласт творчества, о котором мастера и поныне говорят с особой гордостью. Наиболее бросающаяся в глаза черта «японизма» в татуировке — это ее обширность. Татуировка, которую мастер последовательно, на протяжении нескольких лет, наносил на тело какого либо человека, в конце концов походила на композиции в форме "кимоно" либо «распахнутого плаща". Такая татуировка плотно покрывает торс оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней — заканчивается на бедрах. Принципам композиции, сформировавшимся еще в середине XIX столетия, японцы следуют и поныне: - Метрии прославленной классической татуировки маори с Новой Зеландии; - Введение множества мелких мотивов, которые иногда оплетают основные мотивы и плотно заполняют поверхность фрагмента тела; - Фигуративный характер ведущих мотивов; - Обведение большинства мотивов отчетливо вырисованным декоративным контуром; старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их, чтобы сделать похожими на композиции укийо-е; - Заполнение поверхности мотивов красками интенсивной насыщенности, которые контрастируют друг с другом; - Использование своеобразных для татуировки средств выражения, на которые подтолкнула природа. Например, чтобы придать картине на теле визуальный эффект, подчеркивающий движение, использовались знания размещения мышц.. Такие мышцы во время их напряжения и расслабления как бы придавали всей композиции движение, делая ее очень экспрессивной. Соски и пупок использовались не для подчеркивания юмористических акцентов в рисунках, что было очень популярно в европейской татуировке у преступников, а как необходимые элементы мотивов, например, в качестве глаза дракона или же центра цветка; - Динамичная трактовка некоторых композиций (например, единоборства самураев) и в то же время статичная трактовка других (например, фигур, плененных обаянием гейш) - Заполнение пустующих мест в композиции геометрическим орнаментом либо отрывками из буддистских текстов. Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделитьна четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев и других почерпнутых из фольклора личностей. Среди представленных растительных мотивов есть свои символы: - хризантема—символ настойчивости и решительности; - пион — символ богатства и успеха в жизни; - цветок сакуры, у которой «лепестки опадаютдаже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина». Это символ проходящего времени и непрочности жизни; - лист клена, несущий в себе ассоциации подобно красной розе в европейской татуировке. К наиболее популярным представителям животного мира в татуировке следует отнести: дракона, символизирующего власть и силу, но одновременно объединяющего огонь и воду, тоесть соединяющего противоположности; карпа, символизирующего мужество, отвагу и позу стоика; тигра — символа бесстрашия. Особого внимания заслуживают многочисленные морские и вообще водные мотивы, продиктованные тем, что ежедневная жизнь многих японцев тесно связана с морем. Вот почему в японской татуировке часто рядом с различными водяными созданиями появляется мотив волны, служащий для обогащения фона и подчеркивания фактуры тела. Ведущими религиозными темами были фигуры второстепенных буддийских богов, встречались и мифологические фигуры, народные герои, святые, самураи и монахи, куртизанки, гейши, актеры театра «Кабуки» и борцы сумо. Характерной чертой японской татуировки всегда было представление воплощенных в портретах личностей под углом зрения «три четверти» и никогда— фронтально, что отвечало принятому в «укийо-е» принципу. Значительное число мотивов японской татуировки приписывают заимствованию у великого народа-соседа. Однако сила воздействия китайской татуировки на японскую намного слабее, чем влияние техники японской гравюры на дереве. Японские татуировщики-традиционалисты до сих пор избегают электрической машинки, которая, по их мнению, снижает престиж татуировщика и затрудняет достижение необходимой ловкости. Во время нанесения татуировки они пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка — комплект из тридцати иголок в форме пучка. Такая связка иголок называется «хари» и накалывает кожу со скоростью около 90-120 уколов в минуту. Одновременные уколы большого количества иголок помогают более активному проникновению пигмента в кожу. Выполнение больших композиций разбивается на несколько недель, а то и месяцев — клиенту тяжело переносить боль, к тому же очень велико психологическое и физическое напряжение татуировщика, который не может в такой работе торопиться, подгонять события. Вся его работа делится на пять фаз, у каждой — своя специфика. 1. «Судзи» — на кожу наносится эскиз мотива и всей композиции при помощи черной туши или специального красителя. 2. «Отсуми» — инструментом с закрепленными на нем иглами выделяется и закрепляется контур рисунка. 3. «Бокаси» (оттенивание) — основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это облегчает достижение в наносимой композиции нужного наполнения цветом и необходимого тона. 4. «Тсуки-хари» («тсуки» — пробивать, «хари» — связка иголок) — неглубокое накалывание иголками отдельных фрагментов рисунка, без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются несколько глубже в тело. 5. «Хане-бари» («хане» — отскок, «бари»-про цесс татуирования) заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубина накалывания при этом точно контролируется. Применение данной техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании композиции. «Хане-бари» наиболее сложная в технике японской татуировки. Чаще всего японские татуировщики используют черный и красный пигменты, реже — бронзовый и лишь в исключительных случаях зеленый и желтый. Популярность японской татуировки росла благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней не только артистические достоинства, но и новый способ достижения экспрессии на сиене. Недаром она всегда воспринималась как искусство и форма украшения тела, а сами обладатели татуировки — как объекты искусства, которыми следует восхищаться. В конце XVIII века одной из наиболее красивых татуировок мог похвалиться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV. По примеру актеров мода на красивые татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии. Период на рубеже XVIII—XIX веков можно назвать золотым веком японской татуировки. Возведенная в ранг изысканного искусства, она стала своеобразным признаком красоты тела и предметом для размышлений. Татуировка в Японии всегда помогала мужчине демонстрировать истинно мужские качества, свидетельствовала о его выносливости. Но есть и еще разновидность, которая в этом ряду держится особняком: женские татуировки — «какуси-боро», выполняемые путем втирания в разрезы на теле рисовой пудры. Японки прибегали к услугам хори (татуировщиков), чтобы изобразить на своей нежной коже доказательство вечной привязанности возлюбленному. Они полюбили «негативную татуировку» за ее особенные свойства: незаметный для окружающих рисунок на теле проявлялся лишь после употребления алкоголя, купания или во время интимной близости. Сегодня же утраченные ранее традиции татуировки в Японии постепенно возвращаются. Это связано с популярностью тату в среде якудза — японских гангстеров, организованных в банды. Делая себе татуировку, якудза как бы исключают себя из нормального мира и в то же время укрепляют свои связи в самой преступной группировке. Разница между «гражданской» и «преступной» татуировками значительна из-за предпочтений последних к персонажам иконографии и мотивов японских азартных игр. И всетаки находятся в Стране восходящего солнца настоящие мастера. Большинство из них до сих пор не признают современных инструментов и пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Оригинальность японской татуировки, как и гравюр школы «укийо-е» или театра «Кабуки», завораживает европейцев. Многие мастера пытаются воспроизвести в своих работах черты японского стиля: интенсивные, контрастирующие друг с другом краски, искусственно созданную асимметрию, продуманную композицию, символизм изображении. Но лишь единицам удается достичь удивительной экспрессии хоримоно —художественной татуировки Страны восходящего солнца. | |
Просмотров: 1061 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 0 | |